Спецпроект "235 артефактов". Шаманский кнут

Проявление наследственного дара еще не делает человека шаманом. Сначала ему нужно пройти соответствующее обучение и дойти до ритуала посвящения. Древний обычай предусматривал, что в качестве знака своего статуса ученик получит кнут из священного дерева таволожки и звание «минаши» – «кнутовщик». Именно такой атрибут особого духовного статуса можно увидеть на выставке «Крылья избранных духами» в Музейной студии. Он был подарен музею в 1916 году Иркутским бурятским обществом вместе с большой коллекцией этнографических предметов. Его кнутовище изготовлено из дерева, к которому прикреплены сплетенные кожаные ремни и разноцветные полотняные ленты.
 
Кнут используется и в процессе обучения молодого шамана. Иногда шаман-учитель, имевший в бурятском языке титул «хурагар», заставлял ученика повторять текст того или иного священного призывания. Если ученик ошибался – учитель бил его тем самым кнутом. Кроме кнута, ученик шамана получал заячью и беличью шкурки – заяц и белка считались помощниками начинающего шамана. Ученик шамана также был обязан присутствовать на священнослужениях, которые практикующий шаман обращает к богам и духам, узнать имена всех божеств, их родословные, характер и место жительства, а также изучить, каким богам какие приносить жертвы. Учение продолжается как минимум два года. Во время богослужений опытного шамана ученики следят за порядком среди присутствующих, и если кто-то его нарушает, то ученик бьет этого человека кнутом. 
 
Такой порядок обучения молодого шамана был заведен издревле, но уже более ста лет назад от него часто отступали. Согласно изысканиям профессора Бернгарда Петри, в 20-30-х годах ХХ века, люди, обнаружившие у себя шаманский дар, в большинстве своем становились самоучками. Среди бурятского народа правильный порядок обучения молодых шаманов сохранился во всей полноте только у верхоленских бурят. В прочих местностях молодые люди, обнаружившие в себе такой дар, приходили на обряды практикующих шаманов, и, будучи в толпе, старались запомнить все тонкости ритуала. Также они беседовали с наиболее старыми и уважаемыми членами своего рода, чтобы узнать все традиции, родословия божеств, их места обитания, их характер и легенды, с ними связанные. Когда старейшины рода сочтут, что молодой шаман в достаточной степени усвоил обычаи – тогда род устроит ему обряд посвящения. При новых порядках ученичества шаманов кнут как атрибут шаманского культа стал большой редкостью, и ценен тем, что позволяет вспомнить о старых обычаях.