Спецпроект "235 артефактов". Кресло «Дуга, топор и рукавицы»

В Иркутском областном краеведческом музее хранится копия легендарного кресла Василия Шутова «Дуга топор и рукавицы», созданного в псевдорусском стиле. Его появление связано со стремлением художников преодолеть кризис, который переживало искусство в середине XIX века. Массовое производство и развитие техники несли гибель ремеслам и искусству в целом. Виднейшие искусствоведы эпохи, говорившие о безвкусице современной мебели, предлагали взять какой-либо исторический стиль и на его основе создать новый, отвечающий духу эпохи. Художники, взяв за основу старые формы, старались приложить их к новым материалам и технологическим процессам. Некоторые, в поисках нового стиля, обращались к народным мотивам. В России это направление, занимавшееся возрождением и развитием русских национальных художественных традиций, получило название псевдорусский стиль.
 
В 1870 году на Всероссийской выставке в Петербурге мастерская, которой руководил преподаватель Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица Василий Шутов, представила целый ряд удивительных изделий. Самой оригинальной работой известного мастера стало кресло «Дуга, топор и рукавицы». После выставки посыпались многочисленные заказы – сразу было приобретено около 50 повторений «шутовского» кресла, настолько оно стало популярно. Василий Шутов получил от Департамента торговли и мануфактуры привилегию на изготовление этих кресел сроком на десять лет. По истечению этого срока стали появляться многочисленные копии и подражания, выполненные другими резчиками.
 
Кресло создано из атрибутов крестьянского быта, вырезанных из дерева: спинка выполнена в виде дуги – элемента конской упряжи, которая переходит в передние ножки, подлокотники – в виде топоров, а на сиденье красуются, словно кем-то забытые рукавицы. На дуге рельефная надпись – любимая поговорка русских ямщиков: «Тише едешь – дальше будешь». Его продолжали тиражировать вплоть до начала XX века, при этом в декор вводились все новые атрибуты – кнут, лапти, сверла, балалайка; иногда менялась форма сиденья и текст вырезанной на дуге пословицы. Кресло пользовалось всеобщей любовью: его можно было встретить в квартирах интеллигенции, особняках аристократии. Настоящее «шутовское» кресло стояло в кабинете императора Александра III.