Спецпроект "235 артефактов". Карикатура «На злобу дня» начала XX века

 

В начале ХХ века преобразования в России шли сложным путем. Обществу пришлось в буквальном смысле выбивать у руководства страны реформы, но консервативные государственные деятели надеялись исправить положение полуреформами, а общественное возмущение – подавить силой. Поэтому первая русская революция породила невиданный расцвет сатирической журналистики. Лучшие образцы отечественной карикатуры можно увидеть в окнах отдела Музейной студии на ул. Карла Маркса 13.

- Столетие назад один за другим выходили злободневные журналы: «Жупел», «Пулемёт», «Буревал», «Бурелом», «Стрелы», «Волшебный фонарь», «Руки вверх!», которые поднимали действительно злободневные темы, - рассказал научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея Илья Воронов. – Они не стеснялись задевать представителей власти и поднимали самые острые темы: жестокость военных при подавлении восстаний, половинчатость проводимых реформ, желание власти обмануть народ.

Но период относительной свободы прессы продлился недолго. К 1908 году был запрещен последний из журналов «политической весны» - «Серый Волк». К 1910 году ведущей темой сатирических журналов стало разоблачение мещанства и русского обывателя. Первая Мировая изменила направление деятельности сатирических изданий - самыми популярными стали карикатуры на немцев и австрийцев как на агрессоров, обреченных потерпеть поражение от русских воинов. Прочие направления сатиры оскудели из-за «Временного положения о военной цензуре. События февраля 1917 года и отмена цензуры позволили некоторым журналам вернуть себе прежнюю боевитость, но ненадолго. Многим известным русским сатирикам и юмористам (Аркадий Аверченко, Александр Гликберг (Саша Чёрный), Надежда Бучинская (Тэффи) после Октябрьской революции пришлось эмигрировать.

- В современных условиях опыт издания юмористической периодики 100 лет назад представляет большой интерес, - считает Илья Воронов. - Бесцветность «официального» юмора, самоцензура, сменившая государственный контроль за СМИ, побуждают нас обратиться к указанному опыту, представляющему собой яркую страницу в истории сатиры и юмора в России.

На выставке «На злобу дня сто лет назад» в окнах Музейной студии можно увидеть 52 карикатуры.  Представляем вашему вниманию три из них. 

 «Сгонять партейку со смертью» («Бурелом», №2 за 25.12.1905)

Г. А. Скалон: «Я проиграю непременно – не вижу даже луз…»

 – Варшавский генерал-губернатор с 15 августа 1905 года. По его просьбе в Привислянском крае было введено военное положение.

С. Ю. Витте: «Возьму дуплетом несомненно – мне нужен только туз!»

 – председатель Совета министров в 1905-1906 гг.

Ф. В. Дубасов: «Я взял шаров двенадцать сразу – ещё бы два шара!»

 - генерал-адъютант Ф. В. Дубасов участвовал в подавлении восстаний в Черниговской, Полтавской, Курской губерниях, а с ноября 1905 года – в Москве. Применил против восставших орудия полевой артиллерии.

Смерть: «Готова я поставить мазу, что это – шулера!»

Смерть готова поставить на то, что прочие участники – шулера и могут забить гораздо больше шаров, чем говорят.

фото

«Богатырь Витте на распутьи» («Стрелы», 27.11.1905)

Путь направо – репрессии, налево – реформы, прямо – оставить всё, как есть.Наиболее одарённые из царских министров – Витте и Столыпин – неоднократно сталкивались с такой дилеммой и не могли решить её до конца.

фото

«Беседа под Царьградом» (Вл. Денисов, «Война и лубок». Пг.: Издание «Нового журнала для всех», 1916)

Южный театр военных действий (против Османской империи) был традиционно самым успешным для Российской империи, и на южном направлении находилась одна из целей войны – господство над проливом Босфор, которое планировалось осуществлять через захват Константинополя (Царьграда).

фото