Артефакты. История продолжается. Паровоз Коперского

Небольшой железный паровоз длиной 85 см и шириной­ 30 см, который можно увидеть в Музейной студии ­­– не игрушка и даже не модель, а самый настоящий локомотив. Когда-то он ездил и таскал за собой вагончики с зерном или мукой по мини железной дороге, которая была построена на территории мельницы, принадлежащей купчихе из села Усть-Балей. Изготовил это чудо техники талантливый ремесленник Войцех Коперский. Мастер был очень известен в Иркутске и обладал высоким мастерством в кузнечном, ювелирном и столярном делах.

Этнический поляк, попавший в Сибирь как политический ссыльный за участие в польском восстании 1863-1864 гг., он был приговорен к 15-ти годам каторжных работ и отправлен в Нерчинские рудники. Путь на каторгу лежал через Иркутск, где Войцех Коперский был на ночь помещен в одиночную камеру Московских ворот. От скуки он слепил из хлебного мякиша изящную вазочку. Это увидел охранник и сообщил начальнику караула, таким образом, весть о талантливом мастере дошла до самого генерал-губернатора Михаила Корсакова, который привлек Войцеха к ремонтным работам в своем доме. Генерал-губернатору настолько понравился результат, что он лично разрешил мастеру остаться в Иркутске. Со временем Войцех Коперский приобрел в городе собственный дом и открыл столярную мастерскую. В 1886 году он заключил контракт с ремесленно-воспитательным заведением Н.П. Трапезникова и преподавал столярное мастерство. В 1881-1885 гг. мастер принял участие во внутренней отделке выстроенного заново после большого пожара польского костела.

– В начале XX века Войцех Коперcкий с семьей переехал жить в село Усть-Балей Уриковской волости Иркутского округа, – рассказала научный сотрудник музея Елена Ламкина. – Там он и познакомился с местной купчихой, которая предложила поляку механизировать всю грузовую работу на ее мельнице. Мастер с энтузиазмом приступил к работе – выстроил настоящую железную дорогу со всеми атрибутами и подвижным составом. Пути были проложены от мельницы до мучного склада.

К сожалению, сама железная дорога не сохранилась, и узнать ее протяженность не представляется возможным, но известно, что ширина ее колеи составляла всего 200 мм (для сравнения: ширина основной колеи на наших железных дорогах составляет 1520 мм). Сохранившийся паровоз в семидесятые годы прошлого столетия был передан в наш музей наследниками Войцеха Коперского. Позднее экспонат дважды бывал в Польше в составе выставок Иркутского областного краеведческого музея.