Артефакт Победы. Летный планшет, шлем и телеграфный ключ стрелка-радиста

Интересными экспонатами в коллекции Иркутского областного краеведческого музея можно назвать летный планшет, шлем и телеграфный ключ к радиостанции, принадлежавшие стрелку-радисту 1-го перегоночного авиационного полка Андрею Хомякову. Предметы поступили в фонды музея в 1995 году. 
– Изготовленный из кожи планшет и кожаный на меху летный шлем были неизменными атрибутами образа советского летчика, вызывавшими восхищение у мальчишек того времени, – отметил научный сотрудник музея Александр Коршунов. – Эти предметы – живое свидетельство одной из интереснейших страниц истории Великой Отечественной войны, связанной с нашим краем, – авиатрассы Аляска-Сибирь (Алсиб). По этому воздушному мосту, протяженностью 6306 км, перегонялись в СССР поставляемые по программе ленд-лиза американские самолеты.
В июле 1942 года была сформирована первая перегоночная авиадивизия, состоявшая из 5 авиаполков и 1 транспортного. Каждый полк перегонял самолеты на своем участке трассы. 1-й перегоночный авиационный полк – на участке из Фэрбанкса до Уэлькаля, 2-й – из Уэлькаля до Сеймчана, 3-й – из Сеймчана до Якутска, 4-й – из Якутска до Киренска, 5-й – из Киренска до Красноярска.
В 1-ом перегоночном авиационном полку с 1942 по 1945 года проходил службу Андрей Ануфриевич Хомяков. Он родился в 1919 году в деревне Чепелинка Горецкого района Могилевской области. Во время Великой Отечественной войны с февраля 1942 года был бортрадистом на Южной трассе, по которой перегонялась авиационная техника из Ирана в СССР. На этом участке Андрей Хомяков перегнал 14 самолетов.
С 24 августа 1942 года его, как опытного летчика, перевели в 1-ый перегоночный авиационный полк, где он служил лидерным воздушным стрелком-радистом в звании старшего сержанта. 5 ноября 1944 года он был награжден медалью «За боевые заслуги».
Из наградного листа Андрея Ануфриевича: «За время работы на трассе с августа 1942 года перегнал на участке Фербенкс – Уэлькаль 90 самолетов В-25, А-20 и С-47, в том числе отлидировал 65 групп А-20 и Р-39. Общий налет 805 часов, из них на трассе 500».
– В силу суровых климатических и географических условий Сибири это было настоящим подвигом, – пояснил Александр Коршунов. – Летчиков здесь подстерегали морозы, снегопады, туманы, низкая облачность, дым таежных пожаров. Над высокогорными хребтами приходилось летать на больших высотах, используя кислородные маски. Почти на всех самолетах не было отопления. Полет с замершими стеклами кабины и без автопилота был для летчиков тяжелым испытанием. Нередко по два-три часа приходилось идти слепым полетом. При перегонке самолетов погибло 114 советских летчиков. Но их жизни были отданы не зря – страна получила новые воздушные судна. Вместе с ними возможность успешно противостоять противнику в воздухе, а в конечном итоге сломить хребет нацистской военной машине и одержать Победу.
Живое свидетельство этих легендарных событий – коллекция предметов стрелка-радиста Андрея Хомякова представлены в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея на выставке «Была война. Была Победа!», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
 
Артефакт Победы. Летный планшет, шлем и телеграфный ключ стрелка-радиста | Иркутский областной краеведческий музей

Ошибка

На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Сообщение об ошибке

Recoverable fatal error: Argument 1 passed to xmlsitemap_node_create_link() must be an instance of stdClass, boolean given, called in /var/www/museum-irkutsk.com/sites/all/modules/contrib/xmlsitemap/xmlsitemap_node/xmlsitemap_node.module on line 28 and defined в функции xmlsitemap_node_create_link() (строка 194 в файле /var/www/museum-irkutsk.com/sites/all/modules/contrib/xmlsitemap/xmlsitemap_node/xmlsitemap_node.module).