Проекты и программы
Артефакты. История продолжается. Гагара
Особое место среди экспонатов ведущего исследователя коренных народов Севера Владимира Иохельсона занимает деревянное изображение шаманской птицы гагары. Коллекция этнографа из 185 предметов поступила в Иркутский областной краеведческий музей в конце XIX века.
В шаманских обрядовых праздниках чукчей, коряков, эскимосов и других коренных народов Северо-Востока России до сих пор существуют праздники, в которых главный мотив – приветствие различных времён года и жертвоприношение шаманским духам с целью их задобрить в предстоящий сезон охоты. Образ деревянной птицы гагары играет на этих жертвенных праздниках важную роль.
Особо хотелось бы выделить осенний обряд под названием Keretkun. В разных регионах у разных народов он проходит по своему определённому сценарию, однако суть всех подобных праздников – жертвоприношения духам ради удачной в наступающем сезоне охоты. У приморских чукчей приносят жертвы в виде голов моржей и тюленей, других зверей. У чукчей-оленеводов в виде жертвенных голов оленей, песцов и волков.
Фигурку гагары снабжали специальными петельками. Их продевали в ремень так, что птица могла легко передвигаться по нему. В данном ритуале гагара является связующим звеном между волей и желанием человека и необходимого духа природы, который даёт обильную добычу человеку.
Во время этой церемонии другие участники свистят в простые свистки, сделанные из дерева или гусиных перьев, с язычками из китовой кости. Этот свист считается голосом гагары, призывающим необходимых духов выполнять просьбы человека. Данный обряд наблюдался у многих коренных народов Севера. Русский этнограф Владимир Богораз отмечал, что подобные свистки видел в Вашингтонском музее, и принадлежали они эскимосам Аляски и Камчатки. Это свидетельствует о близкой духовной культуре коренных народов севера Евразии и Америки.
27.06.2022