Спецпроект "235 артефактов". Ледокол «Ангара»

Большинство отделов нашего музея расположены в исторических зданиях, которые сами по сути являются артефактами. Одним из интереснейших, безусловно, является ледокол «Ангара». Это настоящий музей-корабль. Самый старый из сохранившихся ледоколов в мире. Один из пяти паровых ледоколов дореволюционной постройки российского флота.

Он был изготовлен на верфи «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» в Ньюкасле (Великобритания) по заказу Комитета по постройке Сибирской железной дороги. Спущен на воду 25 июля 1900 года в селе Лиственичном для обеспечения паромной переправы железнодорожных составов через Байкал, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал».

Значение судна для истории нашей страны трудно переоценить, ведь в том числе ледокол позволил России отстоять свою дальневосточную территорию во время Русско-японской войны. Благодаря этому появилась возможность перебросить сухопутную армию страны и припасы для ведения военных действий на Востоке.

Сегодня корабль стоит на приколе на берегу Иркутского водохранилища в микрорайоне Солнечный. В 2015 году он был передан в ведение Иркутского областного краеведческого музея. На ледоколе была создана экспозиция об истории судоходства на Байкале, организована баннерная выставка о строительстве Кругобайкальской железной дороги. Там же установлено оборудование и осуществляются кинолектории к знаменательным датам истории России. Во время экскурсии можно осмотреть весь корабль и даже спуститься в его машинное отделение.