Краеведческие записки (2003)

Комитет по культуре администрации Иркутской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Краеведческие записки

Выпуск деcятый

Иркутск 
2003
 
УДК 91к(57.22)
ББК 26.891(2Р-4Ир.)

Печатается по решению Ученого Совета
Иркутского областного краеведческого музея

Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. – Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2003. – Вып. 10. – 204 с.

Настоящий сборник обобщает опыт научно-исследовательской работы музея за 2003 г., в статьях раскрываются некоторые аспекты истории изучения Прибайкалья, освещаются проблемы теории и практики музейной работы. Отдельный раздел сборника посвящен областной научно-практической конференции работников музеев, народного образования и школьников «Ревякинские чтения».
Сборник адресован сотрудникам музеев, музееведам, историкам, краеведам, преподавателям и студентам гуманитарных учебных заведений.

Редакционная коллегия:

Л.М.Колесник (председатель), М.И.Кузьмин, В.А.Снытко, Н.А.Каталова, Э.А.Муценек, В.П.Олтаржевский, Т.Л.Пушкина, В.В.Свинин, С.Г.Ступин.

© Иркутский областной 
  краеведческий музей, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

В декабре 2003 г. в музее была возобновлена практика проведения ежегодных итоговых научно-практических конференций сотрудников Иркутского областного краеведческого музея.
На конференции были заслушаны доклады и сообщения, обсуждены некоторые проблемы научно-исследовательской и научно-фондовой работы музея. Если подвести некоторые итоги, то нужно отметить, что в 2003 г. сотрудниками ИОКМ было разработано и написано 10 исторических справок (в 2002 г. - 5), 12 тематико-экспозиционных и тематико-структурных планов (в 2002 г. - 12), 52 научные статьи (в 2002 г. - 47), 8 тематических экскурсий (в 2002 г. - 7), 8 научных обоснований (в 2002 г. - 5), 6 методических разработок и пособий (в 2002 г. - 7), 3 отчета об экспедициях (в 2002 г. - 1), 5 отзывов на научные работы других организаций, 14 отчетов о командировках, 2 заявки на гранты, 2 каталога ("Планы, карты и виды г.Иркутска и Иркутской губернии", "Коллекция шаманских костюмов в фондах ИОКМ"). 
Кроме этого, 2003 г. ознаменовался долгожданным событием - музей совместно с ООО «Арт-Издат» издал тиражом в 1 000 экз. цветной альбом «Иркутский областной краеведческий музей» объемом 167 страниц с 239 иллюстрациями. Альбом посвящен 220-летию со дня учреждения в г.Иркутске первого музея азиатской части России, который был основан в декабре 1782 г. по инициативе иркутского губернатора Ф.Клички. В альбом вошли фотографии наиболее интересных и ярких музейных предметов, хранящихся в фондах музея, собранных на протяжении более чем двух веков. 
 Часть выступлений и докладов, прозвучавших на конференции, опубликована в этом номере «Краеведческих записок». Кроме этого, отдельным разделом опубликованы материалы вторых Ревякинских чтений, прошедших в п.Хужир летом 2003 г. 

Л.М.Колесник

 
Е.А.Добрынина

«ТРУД ЕСТЬ ИСТОЧНИК ВСЕХ СПОКОЙСТВ»

Иван Ефимович Кожевин… Геодезист, картограф, землемер, астроном, рисовальщик, автор историко-географических трудов, имя которого мало что скажет большинству иркутян. Да и многие историки знают Ивана Кожевина лишь по опубликованной рукописи "Практическое географическое описание Жиганского уезда и прочем вообще". К сожалению, о скромном труженике, увлеченном исследователе очень мало сведений, касающихся его биографии. Неизвестны пока даже даты его жизни, можно по крупицам восстановить лишь малую часть его жизненного пути.
Местом рождения И.Е.Кожевина, по всей вероятности, является Иркутск. Но предки его не были сибиряками. Об этом свидетельствует очень интересный документ Государственного Архива Иркутской области. В нем сообщается, что "бывший в Якутске землемером отставной коллежский регистратор Кожевин просит […] о пожалованных в Иркутской губернии в 1722 и 1727 году еще предку его Священнику Иоанну Кожевину, находившемуся в то время […] при духовном после Епископе Иннокентии, земель, отведенных близ Вознесенского монастыря". Из содержания этого запроса следует, что предок Ивана Кожевина - священник Иоанн входил в состав посольства, отправленного в Китай во главе с будущим Святителем Иркутским Иннокентием (Кульчицким). 
И.Е.Кожевин окончил Иркутскую навигационную школу. Отец его Ефим Кожевин был уездным якутским землемером. На основе записок отца, работавшего в 1795-1799 гг. в Жиганском уезде, Иван Кожевин составил "Практическое географическое описание Жиганского уезда".
С 1788 г. И.Е.Кожевин трудился в должности землемера в Якутских, Удских и других "пределах". В 1804 г. он упоминает о себе как о якутском уездном землемере. К этому году принадлежат два значительных сочинения И.Е.Кожевина. Обе рукописи хранятся в Государственном архиве Костромской области в фонде И.О.Селифонтова. "Практическое географическое описание Жиганского уезда" опубликовано в книге "Описание Иркутского наместничества 1792 г." в числе ценнейших источников XVIII в. Описание было составлено Иваном Кожевиным по запискам отца. Работа посвящена географическому и этнографическому описанию Жиганского уезда.
 К рукописи прилагаются превосходные рисунки, иллюстрирующие те или иные места описания. Всего рисунков семь. Высокая техника выполнения, четкость и ясность линий, реалистическая передача изображаемых явлений, их динамика - характерные черты рисунков.
К этому же времени относится и другая рукопись И.Е.Кожевина. В ГАКО рукопись названа "Записка об Алданском тракте", хотя речь в ней идет о тракте, названном по имени реки Алдамы. Эту работу И.Е.Кожевина можно было бы отнести к роду служебных записок, поскольку речь в ней идет о преимуществах и недостатках вновь проектируемого тракта от Якутска до реки Алдамы и по ней к Охотскому морю. Описания местностей сходны топографическим, указываются расстояния, длина и ширина рек, способность рек к судоходству, наличие или отсутствие строевого леса, состав воды, почв и т.д. Кроме того, автор включает в записку метеорологические и этнографические наблюдения, приводит примеры социального и имущественного неравенства. Особое внимание автор уделяет возможностям развития земледелия в этих холодных краях. К рукописи прилагались карты, которые хранятся в настоящее время в РО РНБ. 
В 1806 г. действительному члену Петербургской Академии наук Ивану Ивановичу Редовскому Академией наук было предписано совершить путешествие в Якутию и дальше на северо-восток к побережью Охотского моря. На ученого возлагались ботанические и этнографические наблюдения. В помощь ему был направлен опытный иркутский землемер, неоднократно путешествовавший по долгу службы, хорошо знавший якутский и тунгусский языки. Кроме того, что И.Е.Кожевин был переводчиком, он еще и был незаменимым проводником. И..Е.Кожевин хорошо рисовал. В дневниках И.И.Редовского находились зарисовки селений и мест, выполненные рукой И. Кожевина. 
В составе экспедиции Иван Кожевин проделал большой путь от Иркутска до Якутска и далее до Алдамской пристани. Однако 8 февраля 1807 г. в Гижигинске скончался И.И.Редовский. Материалы экспедиции были отправлены в Санкт-Петербург в Академию наук. Вместе с ними в столицу попали и рукописи И.Е.Кожевина, оказавшиеся впоследствии в разных архивах Санкт-Петербурга.
В рукописном отделе Российской национальной библиотеки хранится рукопись, которая называется "Словарь человеческих языков Северо-Восточных народов. Якутов, Удских, Учурских и Майских Зимовьев Тонгусов, и охотских ламутов". Простым словарем работу Кожевина назвать нельзя. Примечания, данные автором к некоторым словам, говорят о Кожевине как большом знатоке языков. Автор в словаре дал не только значение слов, но и подметил особенности произношения. И.Е.Кожевин в своей работе рассматривает этимологию географических названий и названий народов. Одно из примечаний автора по поводу названия "монголы": "Так как при Китайском государстве народы Зюнгории Монголия получила название имя от Горных Монов. Голо значит бедность; но как ли последние живут зюйдовее нас потому и называются Зюнгоры Монгольцы". 
В Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский дом) хранятся несколько листов с записями, сделанными И.Е.Кожевиным: астрономо-географические наблюдения 1819 года, молитва небесному царю по-русски и по-якутски, загадки якутские и листок с якутскими словами в переводе на русский язык. 
После путешествия в составе экспедиции профессора Редовского, И.Е.Кожевин принял участие в экспедиции под руководством исследователя Сибири М.М.Гедештрома. В 1808 г. М.М.Геденштром получил распоряжение от графа Румянцева осмотреть и описать Ляховы острова. В состав экспедиции вошел и опытный геодезист и землемер Иван Кожевин для осмотра и описания Фаддеевского и 1-го и 2-го Ляховых островов. И снова Ивану Кожевину не удалось завершить экспедиционный маршрут, теперь уже в связи с болезнью. 
В 1811 г. Иван Ефимович отправился в путешествие из Иркутска в Санкт-Петербург. В этом году он был уволен от службы из якутских уездных землемеров. 
Полностью путешествие было описано в пяти томах, посланных в Академию наук. Об этом Иван Ефимович сообщает в первой части рукописи "Историографическое топографическое описание Российской империи от города Иркутска по реке Ангаре до Енисейска и далее по трактам к Санкт-Петербургу с астрономическими наблюдениями". Это сочинение геодезиста Кожевина хранится в Рукописном Отделе РНБ. Рукопись состоит из 73 листов. Условно ее можно разделить на следующие части:
1. Описание города Иркутска: местоположение, каменные и деревянные строения, улицы, учебные заведения, торговля, занятия жителей. Здесь же дана краткая история присоединения Сибири к Московии. 
2. Описание путешествия И.Кожевина, который первоначально по реке Ангаре "на казенных свинцовых судах предпринял путь к Енисейску". В рукописи немало страниц посвящено астрономическим и этнографическим наблюдениям. 
Одно из самых замечательных достоинств рукописи то, что текст сопровождают иллюстрации. Десять планов и рисунков приложены к рукописи: "План города Иркутска 1811 г.", "Вид бурядских летних юрт", "Вид бурядских жертвоприношений Офеосу, на диалекте именуют бурхантайлаган", "План реки Ангары расстояния между Братским острогом и Падунской слободой с показанием Пьянаго и Похмельного порога, "Вид Ангарского Долгого порога, текущего на расстоянии девяти верст к NW с показанием пути пунктиром, "Ландкарта астрономическая небесной атмосферы и арбитов светил, с означением пути" прохождения северной кометы августа 23 декабря по 3 числы 1811 года" и др. 
В 1816 г. И.Е..Кожевин находился в Иркутске, так как этим годом датирован вид Иркутского Вознесенского монастыря. Полное название рисунка "Вид Иркутского Вознесенского монастыря снят с речной юго-восточной стороны 1816 года. Перспект снимал и сочинял экстроординарной профессор Иван Кожевин". Это изображение самого знаменитого монастыря Восточной Сибири является первым из всех известных.
В Иркутском областном краеведческом музее, кроме вида Вознесенского монастыря, хранятся планы с изображениями фасадов трех иркутских церквей: Крестовоздвиженской, Спасской и Знаменской церкви Иркутского девичьего монастыря, датированные 1825 г., подписанные Иваном Кожевиным. Эта работа была выполнена в связи с указами Министерства Внутренних дел и Святейшего Правительствующего Синода о составлении планов и фасадов церквей "сообразно древним оных видам в России".
В собрании нашего музея находится также план Знаменской и Богоявленской церквей с.Знаменка. План не датирован, подписан Иваном Кожевиным. В изобразительном фонде нашего музея хранится акварельный рисунок Богоявленской церкви с.Знаменка, датируемый И.В.Калининой первой третью XIX в.
С большой долей вероятности можно утверждать, что это работа И.Кожевина. Он же возможно является автором и другой акварели с изображением деревянной церкви Пресвятой Троицы (1-й) в г.Зима.
Книга И.В.Калининой "Храмы Иркутской епархии" значительно расширила круг художественного наследия Ивана Ефимовича Кожевина. В книге опубликовано изображение Чудотворской церкви г. Иркутска, стилистически работа очень схожа с изображениями фасадов вышеназванных церквей. Там же помещен и рисунок первой Воскресенской церкви Верхоленского острога, автором которого является Иван Кожевин. Далее находятся еще два рисунка: второй Воскресенской церкви, а также план и южный фасад Богоявленской церкви г.Верхоленска, которые по манере исполнения очень похожи с подписанным автором изображением первой Воскресенской церкви. Маловероятно, что художник, видевший храмы Верхоленска нарисовал только один, тем более что выполнял он рисунки не по собственной инициативе, а по заданию губернского архитектора.